Перед исследователем — предмет, представляющий собой органическое целое, или исторически сложившуюся, существующую при определенных условиях, внутренне расчлененную, взаимодействующую в своих элементах, изменяющуюся и развивающуюся систему связей. Например — буржуазная экономическая система. Этот предмет требуется изучить и воспроизвести в мышлении. Как это осуществить: с чего начать, в какой связи и последовательности рассматривать стороны предмета, какие при этом совершать мыслительные операции?
Задача решается посредством особого способа мышления — метода восхождения от абстрактного к конкретному. Для краткости будем называть этот метод одним словом «восхождение».
Специфику поставленной задачи и способа её решения рассмотрим сначала в самой общей и проблематической форме.
Анализ форм диалектического мышления с самого начала сталкивается с неопределенностью исходных понятий логики. Разработка их не входит в нашу задачу, мы ограничимся кратким определением необходимых для нашей цели понятий исключительно с интересующей нас стороны.
Выделение в предмете какой-либо его стороны и фиксирование её в речи есть абстракция. «Сторона» — всё, что может быть отвлечено в предмете, начиная от чувственных свойств (черный цвет, например) и кончая целыми «отделами» жизни предмета (обращение капитала, например).
13При характеристике процесса абстракции необходимо указать:
1) задачу процесса, т.е. что в предмете отвлекается; или — результат процесса, который является реализованной задачей;
2) как, какими средствами осуществляется отвлечение; в частности — от чего приходится отвлекаться, какова судьба этих оставляемых без внимания явлений, обосновывается отвлечение или является следствием какого-то другого процесса и т.д.
3) какие при этом возникают субъективные противоречия и в какой связи они разрешаются.
Так как науку о мышлении интересует общее в частных процессах абстракции, то указание этих черт дает описание типа, вида или формы абстракции.
В дальнейшем нам придется сталкиваться с типом абстракции, изучаемым формальной логикой. Его мы будем называть «элементарной абстракцией». С точки зрения указанных выше принципов элементарную абстракцию можно охарактеризовать (в самом общем виде) таким образом.
Задача элементарной абстракции — выделить в предмете какую-либо его сторону. Выделение совершается путем сравнения ряда предметов, существующих наряду и в последовательности, и фиксирования общего (сходного) для данного круга предметов свойства. При этом происходит отвлечение от различий предметов в данном отношении. Те свойства, от которых происходит отвлечение, могут быть выделены как общие в других процессах абстракции, но тогда произойдет отвлечение от первого (как необщего, особого, различного в этом новом аспекте сравнения). Но в данном процессе эти свойства мысленно «отбрасываются» или вообще не замечаются. Результат абстрагирования — фиксирование общего свойства ряда предметов — ничего не говорит об особых свойствах этих предметов. Роль элементарной абстракции заключается как раз в отвлечении от особого (от различий) и фиксировании общего (сходного). Например, абстракция «полезность» фиксирует одну сторону всякого предмета потребления — способность удовлетворять какую-либо потребность человека. В процессе её выработки происходило отвлечение от индивидуальных особенностей (различий) отдельных предметов потребления и их видов. Особые свойства были «отброшены». Хотя разнообразие полезностей и есть условие выработки этой абстракции, сама абстракция о их различиях ничего не говорит. Наоборот, о каждой полезности, как бы она ни была богата свойствами, с помощью данной абстракции можно сказать лишь то, что она — полезность, т.е. указать общее.
14Исследование различных типов элементарной абстракции и их происхождения, — дело формальной логики.
Отражение предметов посредством абстракций есть мышление (мысль). В этом определении имеются два момента: 1) отражение предметов и 2) посредством абстракций. Вторую сторону дела мы уже отметили. Но не менее важна и первая. Отражение предметов, — это значит, что предмет каким-то образом отражается в голове человека безотносительно к данному процессу абстракции. Анализ того, как отразился предмет безотносительно к данному процессу абстракции, будет означать опять-таки анализ какого-либо способа отражения: восприятий, представлений или абстракций: задача оказывается либо бесконечной, либо требует изучения всей истории мышления. Для нас же здесь достаточно сделать вывод: процесс абстракции как таковой, вне связи с другим процессом отражения существовать не может. Выделение его есть выделение лишь одной стороны мышления. Мысль есть обязательно связь абстракций. Тип этой связи и есть то, что мы будем называть типом, видом, формой или приемом мысли.
В характеристику «формы мысли» мы, однако, будем включать не только тип связи абстракций, но и тип мыслимого предмета (что за предмет отражается) и тип абстрагируемой в нём стороны. Точнее говоря, тип связи может быть понят только в связи с учетом последних.
Тип мыслимого предмета и тип абстрагируемой в нем стороны образуют предметное содержание данной формы мысли. Здесь форма мысли соотносится с отражаемым предметом и тем, что в нем отражается. Повторяем: «что» не в смысле частного предмета и его стороны, а в обобщенном смысле, — что в любом, во всяком предмете отражается в данной форме. Предметное содержание расчленено, в самой простой форме — двусторонне. Различие этих сторон имеет смысл только внутри данной формы мысли. За её пределами оно исчезает (например, в предмете может быть отвлечено отношение; оно в свою очередь, может стать предметом, в котором будет отвлекаться какое-либо свойство).
С точки зрения предметного содержания в истории мышления (и в настоящее время) наблюдается два этапа (в настоящее время — две задачи):
1) практическое мышление. Здесь человек отвлекает в предметах их функции в его жизни как их свойства (например, способность животных служить пищей для человека);
2) теоретическое мышление. Здесь человек выявляет свойства предметов, не зависящие от его вмешательства и потребности (например, раздражимость, обмен веществ и т.п.). Та форма мышления, которую нам предстоит рассмотреть, есть форма теоретического мышления. Характеристика всего богатства форм теоретического мышления со стороны их предметного содержания дает обобщенную картину мира и означает анализ категорий «связь», «закон», «качество», «количество», «движение» и т.д.
Тип мыслимого содержания определяет собою и тип его связи, его структуру как субъективного явления. Логики, как правило, лишь эту субъективную связь именуют формой мысли и считают возможным изучать её безотносительно к предмету содержанию. Именовать можно, конечно, но изучать таким образом — ошибочно. Дело всё в том, что предметное содержание не есть нечто статичное, не есть просто свойства вещей. Анализ мысли со стороны предметного содержания есть анализ процесса соотношения мысли с предметом, глубже говоря — анализ зависимости мысли как субъективной связи от деятельности человека с предметами, анализ того, как одни связи (вещественная деятельность человека) обуславливают другие (умственную деятельность). С учетом сказанного, мы в дальнейшем будем термин «форма мысли» употреблять в смысле субъективной связи, структуры.
20082012 Библиотека Сириуса